Новости
|
|
НПБ 111-98 (2000) Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности
Ниже представлен типовой образец документа. Документы разработаны без учета Ваших персональных потребностей и возможных правовых рисков. Если Вы хотите разработать функциональный и грамотный документ, договор или контракт любой сложности обращайтесь к профессионалам.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ
СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
Система нормативных документов Государственной
противопожарной службы МВД России
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
PETROL SUPPLING STATIONS FOR CARS.
Fire Safety Requirements
НПБ 111-98*
Дата введения 1998-05-01
УДК 614.84 (470) (083.132)
ПРЕДИСЛОВИЕ
РАЗРАБОТАНЫ ВНИИПО МВД России (А.Я. Корольченко, Ю.Н. Шебеко, В.Л. Малкин, И.М. Смолин, В.А. Колосов, Е.В. Смирнов), нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России (В.Е. Татаров, Ю.Д. Сергеев) и Московским институтом пожарной безопасности МВД России (В.В. Рубцов, А.С. Андросов, В.П. Назаров)
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, приказ ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. № 25
ДАТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ с 1 мая 1998 г.
СОГЛАСОВАНЫ с Госстроем России (письмо от 30 декабря 1997 г. № 13-831)
Вводятся взамен НПБ 102-95
В НПБ 111-98* внесено изменение № 1, утвержденное ГУГПС МВД России от 2 июля 1999 года № 53 и введенное в действие с 1 ноября 1999 г.
Пункты, таблицы, формулы, в которые внесены изменения, помечены звездочкой.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, проектированию, строительству и реконструкции автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы являются обязательными для исполнения на территории России всеми предприятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности.
2*. В настоящих нормах принята следующая классификация АЗС1.
_______________
1 Здесь и далее принятые сокращения, термины и определения приведены в приложении 1*.
Традиционная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК).
Блочная автозаправочная станция - АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
Модульная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
Контейнерная автозаправочная станция - АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.
Топливозаправочный пункт - АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки транспортных средств этого предприятия.
Передвижная автозаправочная станция - предназначенная для розничной продажи топлива мобильная технологическая система, которая установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.
Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых автомобилей сжатым природным газом, используемым в качестве их моторного топлива.
Автомобильная газозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка баллонов грузовых, специальных и легковых автомобилей сжиженным газом (сжиженным пропан-бутаном), используемым в качестве их моторного топлива.
3. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную ГУГПС МВД России в части учета требований пожарной безопасности.
Традиционные АЗС допускается проектировать на основе технологических систем, изготовляемых несерийно, с применением отдельно выпускаемых единиц технологического оборудования (резервуаров, трубопроводов, ТРК, запорной арматуры и т.п.). Согласование противопожарных мероприятий в технической документации (включая руководство по эксплуатации) на такие АЗС осуществляется территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы в порядке, установленном НПБ 03-93.
В случае применения серийно выпускаемых технологических системах технических решений, на которые отсутствуют нормативные требования или в которых имеются обоснованные отступления от них, согласование технико-эсплуатационной документации ГУГПС МВД России осуществляется на основании заключения специализированной организации (ВНИИПО МВД России, МИПБ МВД России).
4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, к их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе проведению регламентных и ремонтных работ, к действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.
5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС - приложением 3, многотопливным АЗС - приложением 6*, к автомобильным газонаполнительным компрессорным и газозаправочным станциям - приложением 6* как для самостоятельных участков технологической системы многотопливной АЗС.
При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
6. Применение настоящих норм для существующих АЗС, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, осуществляется в порядке, установленном СНиП 10-01-94 (п. 8.5).
2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ
7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.
8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).
Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.
9. Планировка АЗС с учетом размещения на их территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.
На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.
10*. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:
— от стен резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземных участков трубопроводов деаэрации, корпуса ТРК, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, а также (при определении расстояний между зданиями и сооружениями АЗС) от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС,
— до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, а для жилых и общественных зданий другого назначения —до окон (дверей);
— до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).
Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01-89*, а именно:
до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения - как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений - как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
до остальных дорог и улиц - не нормируется.
11. АЗС с наземными резервуарами подразделяются на два типа:
тип А—если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м3;
тип Б — если общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м3.
Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м3 — вне населенных пунктов.
Единичная вместимость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м3, а вне населенных пунктов — 20 м3.
Величину общей вместимости резервуаров модульной АЗС (в том числе величину, разделяющую АЗС на типы А и Б), а также единичной вместимости допускается увеличивать не более чем в 2 раза.
При использовании одностенных наземных резервуаров для хранения топлива параметры вместимости следует уточнять в соответствии с приложением 4.
12. Минимальные расстояния от АЗС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1*.
Таблица 1*
№
п.п.
Наименование объектов, до которых определяется расстояние
Расстояние от АЗС с подземными
Расстояние от АЗС с наземными резервуарами, м, типа
резервуарами, м
А
Б
1
2
3
4
5
1
Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в поз. 10)
15
25
2
Лесные массивы:
хвойных и смешанных пород
25
40
30
лиственных пород
10
15
12
3
Жилые и общественные здания
25
80
40
4
Места массового скопления людей
25
80
5
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей
18
30
20
6
Торговые палатки и киоски
20
25
7
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):
I, II и III категории
12
20
15
IV и V категории
9
12
9
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)
15
20
20
8
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)
25
30
9
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС
15
30
25
10
Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12.1.007
100
11
Линии электропередачи, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции)
по ПУЭ
12
Склады: лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа
20
40
30
Примечания
1. Расстояния от АЗС с надземными резервуарами, а также от подземных резервуаров до жилых и общественных зданий I и II степени огнестойкости1, указанные в таблице 1*, допускается уменьшать не более чем на 25%, за исключением расстояний от надземных резервуаров с одностенными перекрытиями.
2. При оснащении технологической системы АЗС системой флегматизации или иными системами, предотвращающими воспламенение и/или сгорание паровоздушных смесей внутри технологического оборудования, указанные в таблице 1* расстояния допускается уменьшать не более чем на 25 % (за исключением указанных в поз. 3, 4, 10, 11).
3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по всей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
________
1 Здесь и далее степень огнестойкости указана в соответствии со СНиП2.01.02-85* «Противопожарные нормы».
13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2*.
Таблица 2*
№ п/п
Наименование зданий и сооружений АЗС
Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование... ", м
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Подземные резервуары для хранения топлива
-
4
-
3/9
9
9/15
15
-
6
9
2
Топливораздаточные колонки
4
-
-
6/9
9
12/15
15
4
9
9
3
Площадка для АЦ
-
-
-
6/9
9
12/15
15
-
9
12
Здания для персонала АЗС и сервисного обслуживания транспортных средств:
4
I и II степени огнестойкости
3/9
6/9
6/9
6
9
9
9
3/9
-/9
6
5
IIIa степени огнестойкости
9
9
9
9
12
9
12
6/9
6/9
9
Здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров:
6
I и II степени огнестойкости
9/15
12/15
12/15
9
9
6
9
9/15
-/9
9
7
IIIa степени огнестойкости
15
15
15
9
12
9
12
12/15
6/9
12
8
Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами
-
4
-
3/9
6/9
9/15
12/15
-
6
9
9
Площадка для стоянки транспортных средств
6
9
9
-/9
6/9
--/9
6/9
6
12
6
10
Котельная на дизельном топливе
9
9
12
6
9
9
12
9
6
-
Примечания
1. Расстояния указаны: перед чертой - до стен зданий, за чертой - до проемов стен зданий. Расстояния, обозначенные «-», не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. При проектировании блочной АЗС расстояние между резервуарами для хранения топлива и ТРК не нормируется.
3. Для АЗС, в задании на проектирование которых предусматривается их эксплуатация без приостановки во время наполнения резервуаров из АЦ, расстояние от площадки для АЦ до ТРК следует принимать не менее 8 м, до площадки для стоянки транспортных средств - не менее 18 м (вне зависимости от вида транспортных средств), а до зданий и сооружений АЗС - следует увеличивать на 30 %.
4. Расстояние не нормируется:
а) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств, если стена более широкого здания, обращенная в сторону другого здания, является противопожарной;
б) между зданиями сервисного обслуживания транспортных средств I и II степени огнестойкости категории Д;
в) между зданиями для персонала АЗС при условии, если в них отсутствуют помещения сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств.
5. Размеры площадки для стоянки транспортных средств должны обеспечивать одновременное пребывание на ней не более 10 единиц транспортных средств. Расстояние по поз. 9 приведены до стоянок легкового и мототранспорта. При организации стоянок других транспортных средств расстояние до стен без проемов зданий I и II степени огнестойкости должно быть не менее 9 м, а остальные расстояния следует увеличивать на 50%.
6. Расстояния от трансформаторной подстанции до зданий и сооружений АЗС принимаются в соответствии с требованиями ПУЭ.
14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС с наземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.
Таблица 3
№ п.п.
Наименование зданий и сооружений АЗС
Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование...", м
1
2
3
4
5
1
Контейнеры хранения топлива
—
8
—
9
—
2
Топливораздаточные колонки
8
—
8
9
4
3
Площадка для АЦ
—
8
—
9
—
4
Здания для персонала АЗС
9
9
9
—
9
5
Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами
—
4
—
9
—
Примечания
1. Расстояния, обозначенные «—», а также от ТРК до контейнеров хранения топлива и площадки для АЦ на контейнерной АЗС не нормируются и принимаются исходя из конструктивных особенностей, если иное не оговорено настоящими нормами.
2. Расстояния между контейнерами хранения топлива, технологические отсеки которых расположены друг напротив друга, следует принимать не менее 4 м.
3. Расстояния до зданий сервисного обслуживания водителей, пассажиров и транспортных средств принимаются по таблице 1*.
15. Расстояние от края площадки для АЦ до наземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то указанное расстояние не нормируется.
16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.
17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должны быть предусмотрены раздельные въезд и выезд.
18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.
19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должно предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ
20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств.
Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы. Для сервисного обслуживания транспортных средств могут предусматриваться посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается предусматривать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
21*. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, категории наружных установок по пожарной опасности — по НПБ 107-97.
На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий "А", "Б" (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и "Г". При этом в помещениях категорий "А" и "Б" предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли не допускается.
22*. Здания и сооружения1, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или IIIa степени огнестойкости, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
______________
1 Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.
При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.
На АЗС с подземным расположением резервуаров допускается применять котлы, предназначенные для работы на дизельном топливе с температурой вспышки более 45 °С. Котельные на дизельном топливе должны проектироваться только для нужд АЗС и размещаться, как правило, в отдельно стоящем одноэтажном здании I или II степени огнестойкости. Котельные на дизельном топливе (за исключением АЗС с надземными одностенными резервуарами) допускается пристраивать к отдельно стоящим зданиям I или II степени огнестойкости, предназначенным для персонала АЗС или мойки транспортных средств. Вывод дымовых газов в атмосферу должен быть предусмотрен через дымовую шахту, выполненную из негорючих материалов и размещаемую с наружной стороны стены здания котельной, обращенной не в сторону топливных резервуаров, ТРК и площадки для АЦ. Дымовую шахту следует оснащать искрогасителем, установленным на выходе дымовых газов. Оборудование хранения и линии подачи топлива к котлу должно отвечать требованиям настоящих норм, предъявляемым к технологическим системам АЗС с подземным расположением резервуаров. При этом с наружной стороны здания котельной на трубопроводе подачи топлива к котлу следует устанавливать запорную арматуру и обратный клапан, закрывающийся при отключении насоса указанной линии.
23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
24. Помещения для персонала АЗС, включая помещение операторной, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств.
При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
25. Не допускается объединять в едином здании:
— помещения сервисного обслуживания транспортных средств и помещения сервисного обслуживания водителей и пассажиров;
— помещения магазина, в котором предусмотрена продажа легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, и помещения общественного питания.
26. В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме мойки), — противопожарными перегородками 1-го типа.
При проектировании АЗС, предназначенных для размещения в населенных пунктах, допускается предусматривать помещения постов технического обслуживания только легковых автомобилей.
27. В зданиях АЗС запрещается предусматривать помещения для проведения огневых и сварочных работ.
28. Помещения категорий В1—В3, а также кладовые магазина для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует размещать у наружных стен зданий с оконными проемами.
Смазочные масла (включая отработанные) должны храниться в емкостях общей вместимостью не более 1 м3, размещаемых либо подземно, либо в специальном помещении, отделенном от соседних помещений противопожарными перегородками 1-го типа и имеющим самостоятельный выход непосредственно наружу здания.
29. Один из эвакуационных выходов любого из помещений следует предусматривать не в сторону площадок для АЦ, топливораздаточных колонок и резервуаров для хранения топлива, за исключением случаев, когда расстояние от выхода до указанных сооружений и оборудования не менее 15м.
30*. Навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей). Устройство навесов над площадками для АЦ и над наземными резервуарами для хранения топлива не допускается.
31. Технологические системы должны быть изготовлены и/или размещены таким образом, чтобы обеспечивать их целостность и работоспособность при воздействии на них возможных нагрузок (при движении и остановке транспортных средств, подвижках грунта и т.п.), определяемых проектом на АЗС.
32. Блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС соответственно, а также ТРК традиционных и модульных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами. На АЗС для заправки крупногабаритной техники (грузовые автомобили, автобусы, строительная и сельскохозяйственная техника и т.п.) крепление защитных устройств к блокам и контейнерам хранения топлива не допускается.
33. Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.
34. Надземная часть колодцев для инженерных сооружений должна быть не менее 0,05 м. Конструкция колодцев должна обеспечивать предотвращение попадания в них грунтовых вод.
35*. Площадка для АЦ должна отвечать следующим требованиям:
— оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм и трубопроводом для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;
—оборудована пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны;
— аварийный резервуар (допускается использовать одностенные резервуары) и сливной трубопровод должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС;
— аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Объем этого резервуара должен превышать не менее чем на 10 % объем используемых на АЗС автоцистерн. Трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками;
— глубина заложения аварийного резервуара и прокладка трубопроводов для отвода проливов должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в зимний период;
— сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п ).
36. Расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств с ее территории.
37. Фундаменты для контейнеров хранения топлива должны исключать скопление топлива под резервуарами. Высота фундамента должна быть не менее 0,2 м по отношению к прилегающей к нему площадке, его размеры в плане должны превышать размеры контейнера хранения топлива не менее чем на 0,5 м во все стороны, а верхняя поверхность фундамента должна иметь уклоны от резервуаров в сторону краев фундамента не менее 2°.
38. В случае применения ограждающих конструкций контейнеров хранения топлива и их технологических отсеков эти конструкции должны выполняться в виде продуваемых преграде равномерным по площади ограждений расположением отверстий. Отношение площади отверстий к полной площади преграды должно быть не менее 50 %.
Допускается использовать ограждающие конструкции с отношением площади отверстий к площади преграды менее 50 % при выполнении требований п. 89.
39*. При оснащении АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, эти сооружения должны отвечать следующим требованиям:
— оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно;
— емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении;
— оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом;
— линии деаэрации емкостей должны отвечать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров;
— трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами;
— крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек.
40. АЗС следует оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями РД 34.21.122-87, но не ниже II категории.
41. Система заземления АЗС должна отвечать требованиям ПУЭ и «Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».
Монтаж системы заземления следует производить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.
42. Предусматривать на АЗС воздушные линии электропередачи не допускается.
43. АЗС должны быть оснащены телефонной или радиосвязью, а также системой громкоговорящей связи.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
44. На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средс...
|